Памятка
потребителю
1.
Как выбрать турфирму?
При
выборе турфирмы необходимо иметь ввиду, что одним из критериев выбора турфирмы
может быть опыт работы компании на рынке туристских услуг и квалификация сотрудников
турфирмы. Так, например, 30% сотрудников штата организации, осуществляющей туроператорскую
деятельность должны иметь согласно выше указанному положению опыт работы в туризме
не мене 5 лет или специальное туристское образование. Сотрудники организации (не
менее 20%), осуществляющей турагентскую деятельность должны иметь имеют опыт работы
в туризме не мене 3 лет или специальное туристское образование. При выборе турфирмы
можно также руководствоваться следующими критериями:
- Имеется положительный
опыт общения с туркомпанией, например, когда услугами фирмы пользовались друзья
или родственники;
- фирма достаточно хорошо известна на туристском рынке
и имеет положительную репутацию.
Если
Вы все-таки решили выбрать неизвестную турфирму, обратите внимание на следующие
моменты, которые могут насторожить:
- стоимость предлагаемого Вам турпродукта
отличается более чем на 100 у.е.;
- менеджеры турфирмы слабо ориентируются
в направлениях, турпродуктах и технологии туристского обслуживания, не дают предупреждений
об особенностях правового режима и санитарно – гигеенических и подобных опасностях
страны пребывания. В этих случаях рекомендуем обратиться в другую турфирму.
2.
Как обезопасить себя от различных неприятностей при покупке путевок?
При
посещении турфирмы обратите внимание на следующие требования, предъявляемые к
оборудованию офиса:
- наличие вывески, содержащей информацию о полном фирменном
наименовании туроператора/ турагента, его юридическом адресе, графике работы;
- наличие оборудованных рабочих мест для персонала;
- наличие оборудования
для хранения денежных средств и бланков строгой отчетности;
- наличие стульев
(кресел) для обслуживания просителей;
- наличие технических средств (средств
связи, компьютеров, копировальной и множительной техники и пр.);
- наличие
рекламных проспектов, каталогов, подобранных по турам.
В
соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» и ГОСТом 50690-2000 в офисе компании
в доступном для обозрения месте должен быть оформлен информационный стенд для
потребителей, на котором должна быть размещена следующая информация:
• копия
свидетельства о государственной регистрации юридического лица или предпринимателя
без образования юридического лица,
• копия сертификата соответствия, лицензия
на применение знака соответствия (в случае наличия сертификата, поскольку сертификация
туруслуг носит добровольный характер), копия заключения сертификационной комиссии
с объемом параметров сертификации;
• общие правила реализации туристского
продукта,
• бланки документов, оформляемых при реализации турпродукта (образцы
договора, путевки, заявки на бронирование, памятки и др.);
• информация о
режиме работы и реализуемых им (работах, услугах).
3.
Оформление договора
В
соответствии со статьей 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» реализация
туристского продукта осуществляется исключительно на основании договора. Договор
заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской
Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. К
существенным условиям договора относятся: информация о туроператоре или турагенте
(продавце), включая его юридический адрес и банковские реквизиты; сведения о туристе
(покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
информация
о туроператоре, его юридический адрес и банковские реквизиты;
достоверная
информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию
о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасного использования
турпродукта, о результатах сертификации туристского продукта;
дата и время
начала и окончания путешествия, его продолжительность;
порядок встречи, проводов
и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон; розничная
цена туристского продукта и порядок его оплаты;
минимальное количество туристов
в группе, разумный срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится
по причине недобора группы;
условия изменения и расторжения договора, порядок
урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
порядок и сроки предъявления претензий туристом. Иные условия договора определяются
по соглашению сторон. Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания
ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи
с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении
договора, при этом договор расторгается при добровольном согласии сторон, а при
его отсутствии только по решению суда.
К
существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия,
изменение сроков совершения путешествия;
недобор указанного в договоре минимального
количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
введение новых или повышение
действующих ставок налогов и сборов;
резкое изменение курса национальных
валют. Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются
в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская
путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу
туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного
учета туроператора или турагента. Турист вправе в любое время расторгнуть договор,
при этом обязан оплатить фактические расходы туроператора, турагента понесенные
для добросовестного исполнения договора. При расторжении договора по инициативе
туроператора, турагента он обязан добровольно компенсировать связанные с этим
убытки туриста в полном объеме в добровольном (досудебном) порядке.
4.
Возмещение убытков при расторжении договора
Возмещение
убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими
затратами сторон. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом
туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания
действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения
претензии. Урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим
туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги,
входящие в тур, осуществляется на основании туристского ваучера. В случае, если
в добровольном порядке претензия не удовлетворена, потребитель имеет право обратиться
в органы защиты прав потребителей или в суд по месту жительства, заключения договора,
фактического или юридического нахождения истца или ответчика, также направить
жалобу в Лицензирующий орган. Просрочка направления претензии не лишает права
туриста -потребителя на судебную защиту.
5.
Предоставление информации
В соответствии с действующим законодательством турфирма (исполнитель, продавец) обязана своевременно предоставить полную необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Своевременно – до уплаты стоимости тура. Необходимая – обеспечивающая безопасность для жизни, здоровья и имущества туриста. Турфирма, реализующая турпродукт, обязана предоставить туристу памятку, в которой содержится достоверная информация о правилах временного пребывания в конкретной стране, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды.
Также
турфирма обязана предоставить информацию о странах, не рекомендуемых для выезда
или представляющих опасность для жизни и здоровья. Туроператор, турагент обязан
рекомендовать, на альтернативной основе, страховые компании и их страховые продукты
обеспечивающие медицинское и иное страхование рисков туриста. В
соответствии с действующим законодательством и международными конвенциями при
подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет
право на:
• необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну
(место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения,
о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других
объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей
природной среды;
• обеспечение личной безопасности, своих потребительских
прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской
помощи;
• содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны
(места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
• беспрепятственный доступ к средствам связи. Потребитель имеет право на
то, чтобы туристские услуги были безопасны для жизни и здоровья потребителя, окружающей
среды, а также не причиняли вреда имуществу потребителя. Средства размещения,
транспортные средства для перевозки туристов и экскурсантов, туристское снаряжение
и инвентарь, предоставляемые туристам, должны соответствовать требованиям безопасности,
установленными нормативными (правовыми) актами страны (места) временного пребывания
туристов. Организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь инструкции,
включающие правила действий сопровождающих и экскурсоводов по обеспечению безопасности
при проведении экскурсий, и журнала проведения с ними инструктажа.
При
организации автобусных экскурсий организация, оказывающая экскурсионные услуги,
должна иметь:
- правила нахождения экскурсантов в автобусе;
- инструкцию
об обязанностях водителя по обеспечению безопасности;
- договор с транспортным
предприятием или индивидуальным предпринимателем, имеющим сертификат соответствия
требованиям безопасности на услуги по перевозке пассажиров. В целях максимального
обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества при совершении путешествий
рекомендуется также кроме стандартного медицинского страхования приобретать и
дополнительные виды страхования, например, страхование от невозможности совершить
поездку или страхование от несчастного случая и т.п.