Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации
на основе классификационных стандартов
Одобрена региональными комиссиями ВТО,
Мадрид, ноябрь 1989 г.
(Извлечение)
1. Здание гостиницы |
||
1.1. Автономия |
||
Все категории |
Здание гостиницы должно быть физически автономно от других зданий или от других частей того же здания. |
|
1.2. Вход |
||
Все категории 3—5 звезд |
Отдельный вход, если гостиница занимает часть здания. Вход в ресторан (кафетерий и т. д.) гостиницы из гостиницы и с улицы. Отдельный служебный вход. |
|
1.3. Основная и служебная лестничные клетки |
||
3—5 звезд |
Основная лестничная клетка отделена от служебной лестничной клетки (исключение может быть сделано для малоэтажных зданий). |
|
1.4. Минимальное количество номеров |
||
Все категории |
10 номеров. |
|
|
||
2. Качественные требования |
||
Все категории |
Все установки, оборудование и мебель в номерах, санузлах и общественных помещениях должны быть рассчитаны на усиленную эксплуатацию, функциональны, безопасны, гармоничны и пропорциональны по отношению к помещениям, в которых они находятся. Требования к качеству здания и всего в нем установленного возрастают с каждой категорией и должны соответствовать стоимости. Стоимость отражает качество материалов и труда, используемых при строительстве и производстве установок, оборудования и мебели. |
|
1 звезда |
Дешевые строительные материалы; простые, массового производства установки, оборудование и мебель. |
|
2 звезды |
То же. |
|
3 звезды |
Средняя стоимость строительных материалов, установок, оборудования. Мебель по заказу. |
|
4 звезды |
Высокая стоимость строительных материалов и установок. Оборудование и мебель по заказу. |
|
5 звезд |
Строительные материалы, установки, оборудование, мебель (по заказу) высшего качества. Интерьеры должны быть оформлены авторскими предметами искусства. |
|
|
||
3. Водоснабжение |
||
Все категории |
Горячее и холодное водоснабжение круглосуточно (обеспечение питьевой водой, см. в п. 15.2 настоящих стандартов). |
|
|
||
4. Энергоснабжение |
||
Все категории |
Постоянное обеспечение электрической энергией |
|
4.1. Аварийные энергоустановки |
||
1 звезда |
Аварийное освещение (аккумуляторы, газ, свечи). |
|
2 звезды |
То же. |
|
3 звезды |
Стационарный генератор, обеспечивающий основное освещение и работу оборудования в минимальный период времени (не менее 24 часов). |
|
4 звезды |
Стационарный генератор, обеспечивающий электропитание, отопление, водоснабжение, основное освещение и работу такого оборудования, как лифты, холодильники, кухонное оборудование. |
|
5 звезд |
То же. |
|
|
||
5. Отопление |
||
1 звезда |
Отопление по необходимости (в зависимости от местных условий и сезона). |
|
2 звезды |
То же, но -на базе центрального отопления. |
|
3 звезды |
То же, что для гостиниц «2 звезды», но с дополнительным индивидуальным регулированием в номерах. Охлаждение (кондиционирование) в районах с жарким климатом. Тепловой комфорт (температура от 18 до 2 5° С). |
|
4 звезды |
То же, что для гостиниц «3 звезды», но с кондиционированием в разных климатических зонах в течение года или сезона в зависимости от погоды. Индивидуальное кондиционирование как в номерах, так и в общественных помещениях. |
|
5 звезд |
То же. |
|
5.1. Вентиляция |
||
Все категории |
Естественная (через окна) и/или принудительная во всех комнатах и зонах. Вентиляция через окна должна быть в номерах, залах ресторана, кухнях, помещениях для персонала. |
|
|
||
6. Санитарные требования (все категории) |
||
6.1. Общие |
Строгая санитария, чистота, гигиеничность повсеместно в здании. Уборка всех секций гостиницы на непрерывной основе. Сантехническое оборудование в рабочем состоянии в любое время суток. |
|
6.2. Отходы |
Сбор в специальных контейнерах с ежедневным вывозом из здания. Зона сбора отходов и контейнеры должны постоянно находиться в хорошем санитарном состоянии. |
|
6.3. Защита от насекомых и грызунов |
Эффективная защитаот насекомых и грызунов по всему зданию. |
|
|
||
7. Безопасность и охрана |
||
Все категории |
Гостиницы должны соответствовать архитектурным и техническим условиям и иметь противопожарное обеспечение и систему пожарного оповещения, аварийные выходы, лестницы, хорошо заметные инструкции и т. п., требуемые для общественных зданий и увязанные с особенностями гостиницы. Все электрическое газовое, водо- и канализационное оборудование должно быть установлено и эксплуатироваться в строгом соответствии с требованиями безопасности и соответствующими инструкциями. Безопасность проживающих и их вещей должна быть обеспечена круглосуточно. |
|
|
||
8. Условия для использования инвалидных колясок |
||
Все категории |
У входов в гостиницу и у некоторых номеров, ванных комнат, туалетов должны быть полозья для приема инвалидов на колясках. |
|
|
||
9. Техническое оборудование |
||
9.1. Лифты для проживающих |
||
1 звезда |
Для гостиниц, имеющих более 3 этажей. |
|
2 звезды |
Для гостиниц, имеющих более 2 этажей. |
|
3 звезды |
То же. |
|
4 звезды |
Для гостиниц, имеющих более чем 1 этаж. |
|
5 звезд |
То же. |
|
Мощность лифтов: в пропорции к вместимости гостиницы. |
||
9.1.1. Служебные лифты |
||
4 и 5 звезд |
Служебные лифты отдельно от лифтов для проживающих. |
|
9.2. Телефон |
||
Все категории |
Должен быть телефон для местных и междугородных переговоров. |
|
9.2.1. Телефоны в номерах |
||
1 звезда |
Звонок для внутренней связи. |
|
2 звезды |
Внутренний телефон (без выхода за пределы гостиницы). Включение городского телефона по отдельной просьбе. |
|
3 звезды |
Телефон для внутренней и внешней связи через коммутатор гостиницы. |
|
4 звезды |
Телефон для прямой связи с другими помещениями гостиницы и с городом. |
|
5 звезд |
Телефон для прямой связи с другими помещениями гостиницы, с городом, страной, для междугородных переговоров (если есть автоматический набор). Телефон в ванной комнате. |
|
9.2.2. Телефоны на этаже |
||
Все категории |
Не менее одного телефона на этаж в гостиницах, где в номерах нет телефонов с выходом за пределы гостиницы (в основном для гостиниц «1 и 2 звезды»). |
|
9.2.3. Телефоны около общественных помещений |
||
3—5 звезд |
Телефон около всех общественных помещений. |
|
9.2.4. Телефонная кабина в вестибюле (платный телефон) |
||
1 звезда |
Наличие телефона в службе приема. |
|
2 звезды |
Телефонная кабина в вестибюле. |
|
3 звезды |
Тоже. |
|
4 звезды |
Звуконепроницаемая телефонная кабина в вестибюле с международной и междугородной связью. |
|
5 звезд |
Тоже. |
|
10. Номера |
||
10.1. Размер |
||
Все категории |
Размер номера должен позволять передвигаться и использовать все оборудование и мебель свободно, удобно и безопасно. |
|
Площадь номера (м2) по категориям: |
||
|
одноместный |
двухместный |
1 звезда |
8 |
10 |
2 звезды |
8 |
10 |
3 звезды |
10 |
12 |
4 звезды |
12 |
14 |
5 звезд |
13 |
16 |
|
|
Примечание. Номера, предназначенные для приема большого числа проживающих,
должны иметь площадь, увеличенную по меньшей мере
на разницу между размерами одноместного и двухместного номеров.
10.2. Рекомендации по наличию необходимого оборудования и мебели в номерах даны в таблице ниже и в примечаниях к ней.
Оборудование
и мебель |
Категория гостиницы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
звезда |
звезды |
звезды |
звезды |
звезд |
|
2
кровати (одноместный номер/двухместный номер) |
х |
х |
х |
х |
х |
простыни, одеяла, покрывала |
х |
х |
х |
х |
х |
минимальный размер 190 см
х 80 см (односпальная кровать) |
х |
х |
х |
|
|
минимальный размер 200 см
х 80 см (односпальная кровать) |
|
|
|
х |
х |
шкаф
(гардероб) с вешалками и полками или комод с ящиками |
х |
х |
х |
х |
х |
стулья
(минимум 1 на проживающего) |
х |
х |
х |
х |
х |
кресло(а) |
|
|
х |
х |
х |
прикроватная
тумбочка (одна на проживающего) |
х |
x |
х |
х |
х |
стол* |
|
x |
х |
|
|
письменный
стол или туалет * (с выдвижными ящиками) |
|
|
х |
х |
х |
люстра
на потолке или бра |
х |
x |
х |
х |
х |
прикроватная
лампа(ы) |
х |
x |
х |
х |
х |
лампа(ы) для чтения у кресла или на
письменном столе |
|
|
х |
х |
х |
светоизоляция (плотные шторы) |
х |
x |
х |
х |
х |
зеркало
(помимо ванной комнаты) |
|
x |
х |
х |
х |
переключатели
освещение у входа и у кровати |
х |
x |
х |
х |
х |
прикроватные
коврики |
х |
x |
х |
|
|
ковры
** |
|
|
х |
х |
х |
коврал** |
х |
x |
|
|
|
радио
(центральное музыкальное вещание, включаемое проживающим) |
|
|
х |
х |
х |
ТВ
за дополнительную плату*** |
|
|
х |
|
|
черно-белый
ТВ |
|
|
х |
|
|
цветной
ТВ *** |
|
|
|
х |
х |
видео
*** |
|
|
|
х |
х |
корзина
для мусора |
х |
х |
х |
х |
х |
письменная
информация о гостинице (тарифы, аварийные выходы и т. п.) |
х |
х |
х |
х |
х |
пепельница(ы) |
х |
х |
х |
х |
х |
табличка
«Не беспокоить» |
х |
х |
х |
х |
х |
подставка
для багажа |
|
х |
х |
х |
х |
вентилятор
* * * * |
х |
х |
х |
х |
х |
графин
с питьевой водой и стаканы |
х |
х |
х |
х |
х |
мини-холодильник
или мини-бар |
|
|
|
х |
х |
письменные
принадлежности |
|
|
х |
х |
х |
Примечания.
* Стол или письменный стол (туалет) в гостиницах «3
звезды».
** Ковры или коврал в гостиницах
«4—5 звезд».
*** Если имеется телевещание (особенно цветное). В районах,
в которых нет телевещания, должно быть установлено видеооборудование во всех
номерах. Видеооборудование должно быть также в гостиницах «5 звезд» как самостоятельная
услуга, независимо от наличия телевещания.
*** Вентилятор обязателен в жарких и влажных районах.
В гостиницах более высокой категории вентиляторы могут дополнять систему кондиционирования.
12. Общее сантехническое
оборудование |
|
12.1. Ванные комнаты общего пользования на этажах |
|
12.1.1. Количество. |
|
Все категории
(для номеров без ванных комнат) |
1 ванная комнатана 5 номеров без санузла или 2 ванные комнаты на каждом этаже (одна для мужчин, одна для женщин). |
12.1.2. Установки и оборудование |
|
Все категории |
Холодная и горячая вода через комбинированный смеситель в умывальнике душе, ванной и бидэ, вентиляция, умывальник с зеркалом, лампой, полкой для личных вещей и электрический штепсель с указанием напряжения, унитаз, туалетная бумага*, бидэ*, душ (душевая кабина) **, ванная (с душем и шторой) ** полотенце ***, мыло, корзина для мусора. |
Примечания. * Эти предметы могут не включаться, если есть отдельный
туалет помимо ванной комнаты. ** Одно или другое. *** Если имеется унитаз. Полотняное полотенце может быть заменено бумажным полотенцем или электросушилкой, так как проживающий использует полотенце из своей комнаты. |
|
12.2. Туалеты общего пользования на этажах |
|
12.2.1. Количество |
|
Все категории (для номеров без туалетов) |
1 туалет на 5 номеров или 2 туалета на каждом этаже (один для мужчин, один для женщин). |
12.2.2. Установки и оборудование |
|
Все категории |
Унитаз, туалетная бумага, умывальник с холодной и горячей водой через смеситель, зеркало, мыло, полотенце (бумажные полотенца или электросушилка), бидэ с горячей и холодной водой, корзина для мусора. |
12.3. Общественные туалеты |
|
Все категории |
В общественных зонах или около них должны быть общественные туалеты для проживающих и посетителей. Обязательное оборудование: унитаз, туалетная бумага, умывальник с горячей и холодной водой через смеситель, зеркало, мыло, полотенце (бумажные полотенца или электросушилка), корзина для мусора, вентиляция. |
|
|
13. Общественные зоны |
|
13.1. Коридоры |
|
Все категории |
Во всех коридорах и зонах у номеров должно быть круглосуточно хорошее естественное или искусственное освещение. |
3—5 звезд |
В коридорах и зонах у номеров должно быть ковровое покрытие или коврал, или специальное покрытие (мозаика, паркет и т. п.). |
13.2. Вестибюль |
|
Все категории |
В вестибюле (зоне приема) должны быть стулья, кресла или диваны в количестве, увязанном с вместимостью гостиницы. |
3—5 звезд |
В зоне приема должны быть также: кофейные и/или письменные столы, специальное покрытие пола или ковры (коврал), растения, музыкальное вещание, которое может быть использовано для объявлений. |
|
|
14. Дополнительные помещения и зоны, связанные с проживанием, питанием, отдыхом и здравоохранением |
|
1 звезда |
Общественная зона (отдельная комната, часть комнаты или холл) с вешалкой, музыкальным и/или телевизионным устройством, предназначенная для подачи завтраков и встреч проживающих с посетителями. |
2 звезды |
Должны быть: комната отдыха с музыкальным вещанием, телевизором, газетами, журналами, в которой может разместиться по крайней мере одна треть проживающих; общественная зона с вешалками, где могут подаваться завтраки (это может быть комната для завтраков, обеденный зал, кафетерий, кафе и т. д.); ресторан (обеденный зал) или кафетерий, в котором могут быстро подаваться по крайней мере легкие закуски во время обеда и ужина (если этого нет, то гостиница должна находиться в непосредственной близости от подобного независимого заведения). |
3 звезды |
Должны быть: комната отдыха с музыкальным вещанием и ТВ, газетами и журналами (площадь вместе с залом приема должна обеспечивать одновременное размещение по крайней мере одной трети проживающих); гардероб рядом с общественными помещениями; отдельный зал для завтраков (или кафетерий, где могут подаваться завтраки); отдельный бар; ресторан (обеденный зал) или кафетерий, где могут подаваться по крайней мере легкие закуски и где можно одновременно разместить не менее половины проживающих. |
4 звезды |
Должны быть: несколько отдельных апартаментов (спальня, гостиная, ванная комната, отдельный туалет) или несколько номеров, которые могут быть соединены для образования временных апартаментов, или и то, и другое; гардероб около общественных помещений и зон; комната(ы) отдыха или отдельные залы с музыкальным вещанием, ТВ, газетами, журналами и подачей напитков; кафетерий (для завтраков и легких закусок); отдельный бар, ресторан (по крайней мере два зала); банкетный зал, который может быть трансформирован в конференц-зал с соответствующим оборудованием для проведения конференций; танцевальный зал или дискотека, или ночной клуб (могут быть заменены на танцевальную площадку в одном из залов ресторана); парикмахерская или салон красоты; сауна или плавательный бассейн, или оздоровительный центр (возможны их комбинации); комната первой медицинской помощи. |
Примечание. Общее число посадочных мест в кафетерии и ресторане должно соответствовать количеству мест в гостинице. |
|
5 звезд |
Должны быть: несколько независимых апартаментов различных типов и ряд номеров, которые могут быть соединены для образования временных апартаментов; гардеробы около общественных помещений и зон; комната(ы) отдыха и отдельные гостиные с музыкальным вещанием, ТВ, газетами, журналами и подачей напитков; кафетерий (для завтраков и легких закусок); отдельный бар; рестораны, в одном из которых предусмотрены выступления музыкантов; отдельные кабинеты в ресторане; банкетные залы; конференц-залы с полным оборудованием для проведения конференций; ночной клуб; танцевальный зал или дискотека; парикмахерская или салон красоты; сауна; спортзал или оздоровительный центр; плавательный бассейн; комната первой медицинской помощи. |
Примечание. Общее количество посадочных мест в кафетерии и залах ресторана должно превышать количество мест в гостинице. |
|
|
|
15. Кухня |
|
Все категории |
Кухня, ее оборудование, кухонные принадлежности, посуда, стекло должны быть чистыми, гигиеничными, практичными и содержаться таким образом, чтобы гарантировать здоровье, обеспечить эффективное, бесперебойное обслуживание. Техническое и технологическое оборудование должно содержаться в исправном состоянии. Мощность кухни должна соответствовать числу посадочных мест в торговых залах. |
15.1. Хранение пищевых продуктов |
|
Все категории |
Порядок хранения пищевых продуктов должен соответствовать общим требованиям по хранению пищевых продуктов на предприятиях общественного питания, в том числе в отношении вентиляции, охлаждения, защиты от пыли, насекомых и грызунов. Для этой цели должны быть установлены и использованы соответствующие оборудования и механизмы, такие, как холодильники, морозильники, плотно закрываемые контейнеры. |
15.2. Питьевая вода |
|
Все категории |
Если нет твердой гарантии качества водопроводной воды, гостиница должна иметь специальные установки по обработке воды с целью обеспечения ее пригодности для питья. Лед для напитков должен производиться только из питьевой воды. Минимальный запас питьевой воды должен быть обеспечен круглосуточно в тех зонах гостиниц, где срочная потребность в питьевой воде не может быть обеспечена извне. |
16. Зоны вне здания гостиницы |
|
16.1. Автостоянка/гараж |
|
1 звезда |
Свободный подъезд к гостинице. Резервирование части автостоянки для проживающих в гостинице. |
2 звезды |
То же. |
3 звезды |
Автостоянка, соответствующая среднему числу проживающих. |
4 звезды |
Крытая автостоянка и/или гараж, способные принять автомобили всех проживающих и части посетителей. Круглосуточная охрана. |
5 звезд |
То же, но с общим обслуживанием автомобилей. |
|
|
17. Гостиничные услуги |
|
Все категории |
Служба приема (круглосуточный прием); смена белья перед заездом нового проживающего (полотенца меняются для каждого проживающего и каждый день); неотложная медицинская помощь; хранение ценностей; стирка; почтовое обслуживание, включая доставку и отправление почты, продажу почтовых марок и почтовых принадлежностей. |
1 звезда |
Подноска багажа проживающих по их просьбе; смена постельного белья два раза в неделю; подача завтрака в номер (если нет зала для завтраков). |
2 звезды |
Подноска багажа; смена постельного белья два раза в неделю; подача завтрака в номер; химчистка. |
3 звезды |
Подноска багажа; смена постельного белья ежедневно; подача завтрака в номер; подача завтраков в зале для завтраков с 7.00 до 10.00; подача питания и напитков в номер с 7.00 до 24.00; работа гостиной-кафе и кафе-бара до 24.00; химчистка; почтовое обслуживание, включая отправление телеграмм; прием к оплате кредитных карточек; служба поиска проживающего в гостинице или система оповещения; туристская информация в службе приема; бронирование билетов на развлекательные программы в гостинице и культурные мероприятия; обмен валюты; вызов такси; продажа газет, книг, открыток, табачных изделий и фотопринадлежностей. |
4 звезды |
Швейцары; подноска багажа; смена постельного белья ежедневно; дополнительная уборка номеров по просьбе проживающих до 24.00; подача завтрака в номер с утренней газетой; подача завтраков в зале для завтраков с 7.00 до 10.00; подача в номер обеда, ужина, позднего ужина до 24.00; круглосуточная подача в номер напитков и легких закусок; круглосуточная работа гостиной-кафе и кафе-бара; срочные услуги прачечной (стирка, глажение); химчистка; почтовое обслуживание, включая отправление телеграмм, заказной корреспонденции и телексов; прием при расчетах кредитных карточек; круглосуточный обмен валюты; служба поиска проживающего в гостинице или радиооповещение; продажа и бронирование билетов на различные виды транспорта, развлекательные программы в гостинице и культурные мероприятия; туристское обслуживание (туристская информация, экскурсии, гиды-переводчики, страхование и т. д.); вызов такси; продажа газет, книг, открыток, табачных изделий и фотопринадлежностей; продажа сувениров и косметики. |
5 звезд |
Швейцары; подноска багажа; смена постельного белья ежедневно; дополнительная уборка номеров по просьбе проживающих круглосуточно; подача завтрака в номер с утренней газетой; подача завтраков в зале для завтраков с 7.00 до 11.00; подача другого питания и напитков в номер круглосуточно; круглосуточная работа гостиной-кафе кафе-бара и кафетерия; срочные услуги прачечной (стирка, глажение); химчистка; почтовое обслуживание, включая отправление телеграмм и заказной корреспонденции, а также телетайп и телефакс; индивидуальные сейфы для хранения ценностей; прием к оплате кредитных карточек; круглосуточный обмен валюты; служба поиска проживающего в гостинице, радиооповещение; продажа и бронирование билетов на различные виды транспорта, развлекательные программы в гостинице и культурные мероприятия; туристское обслуживание (туристская информация, экскурсии, гиды-переводчики, страхование и т. д.); вызов такси и аренда автомашины; или мини-автобус (бесплатно для проживающих), если гостиница расположена не в центре города и не имеет связи с общественным транспортом; продажа газет, книг, открыток, табачных изделий, фотопринадлежностей; продажа сувениров и косметики; продажа цветов. |
|
|
18. Обслуживающий персонал |
|
18.1. Квалификация |
|
Все категории |
Весь обслуживающий персонал должен пройти профессиональную подготовку. Степень подготовки и специализация должны соответствовать предоставляемым ими услугам. По меньшей мере один сотрудник должен пройти подготовку по вопросам обеспечения безопасности проживающих в гостинице и один — по вопросам безопасности в сфере общественного питания. |
18.1.1. Знание иностранных языков |
|
1 звезда |
Достаточное знание работниками службы приема одного иностранного языка международного общения или языка, наиболее употребимого иностранными клиентами в этом районе. |
2 звезды |
Тоже. |
3 звезды |
Знание в необходимом объеме по меньшей мере двух языков международного общения или других языков, наиболее употребимых иностранными клиентами в этом районе, всем персоналом, имеющим контакты с проживающими. |
4 звезды |
То же, но знание языков должно быть хорошим. |
5 звезд |
Знание всеми работниками основных служб языков международного общения или других языков, наиболее употребимых иностранными клиентами в этом районе. Свободное владение по меньшей мере тремя такими языками всем персоналом, имеющим контакт с проживающими. |
18.2. Медицинские требования |
|
Все категории |
Весь персонал должен быть здоров. Для этого все сотрудники должны проходить периодическое медицинское освидетельствование, имея на руках соответствующий сертификат. |
18.3. Поведение |
|
Все категории |
Персонал должен быть способным создать на предприятии атмосферу гостеприимства, в отношении проживающих проявлять сердечность, терпение, сдержанность и быть готовым доброжелательно выполнить просьбу проживающего. |
18.4. Униформа |
|
Все категории |
Персонал, вступающий в контакт с проживающими, должен носить униформу, включающую личный значок с указанием имени и фамилии. Форма должна быть всегда чистой и в хорошем состоянии. |
18.5. Условия для персонала |
|
Все категории |
Должны быть созданы отдельные условия для санитарии, отдыха и питания персонала. Объем таких условий должен соответствовать численности персонала. |
18.6. Численность персонала |
|
Все категории |
Численность персонала должна быть такой, чтобы обеспечить эффективное и непрерывное обслуживание клиентов. |
|
|
Рекомендации по числу работников на 10 номеров в гостинице (минимум): |
|
1 звезда |
4 и более |
2 звезды |
6 и более |
3 звезды |
8 и более |
4 звезды |
12 и более |
5 звезд |
20 и более |